Лекция 3
1 вопрос
1.Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Группа может считаться организацией, если она соответствует следующим требованиям: 1) наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы; 2) наличие общей для всех членов группы цели - желаемого конечного состояния или результата; 3) наличие членов группы, которые сознательно работают вместе для достижения значимой для всех цели.
Выделяют формальные и неформальные организации. Приведённое выше определение дано для формальной организации. Существуют и неформальные организации, группы которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей. Эти цели не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Например, универмаг может добить добиться своих целей - получить запланированную прибыль и установленный темп роста продаж, только если добьётся закупки необходимых товаров по нужной цене, если служба маркетинга обеспечит достаточный приток покупателей, а продавцы сумеют эффективно работать с клиентами.
Общие черты организаций. Организацией необходимо управлять. Это обусловлено тем, что все организации, как правило, сложны, что объясняется их следующими общими чертами: Преобразование ресурсов. Цели всех организации включают преобразование ресурсов для достижения результатов. Организации используют два основных вида ресурсов:
- Человеческие ресурсы - труд, прежде всего, человеческий капитал, т.е. труд квалифицированного персонала.
- Капитал, в том числе собственно капитал-финансовые ресурсы, а так же капитал, вложенный в технологию, включая оборудование, материалы, энергию, информацию.
Процесс преобразования ресурсов наиболее нагляден в производственных организациях. В организациях обслуживания, в некоммерческих организациях также используют перечисленные ресурсы.
Значимость от внешней среды. Одной из важнейших черт организации является её взаимосвязь с внешней средой. Любая организация зависит от окружающего мира, как в части получения ресурсов, так и части отношения потребителей, которые используют результаты её деятельности.
Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурирующие организации, общественные взгляды, технику и технологию, другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на всё, что происходит внутри организации. Например, введение новой автоматизированной технологии может обеспечить организации преимущество. Но выгодно использовать новую технологию организация сможет, если будет стабильная экономическая конъюнктура. В противном случае капиталовложения могут не окупиться.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:
- среда косвенного воздействия (макросреда);
- среда прямого воздействия (микросреда или деловая среда).
Среда косвенного воздействия создает общие условия среды нахождения организации и определяется следующими факторами:
Политико-правовые факторы - законодательство, регламентирующее коммерческую деятельность, уровень политической стабильности, уровень правовой грамотности в обществе и пр.
Экономические факторы - уровень экономического развития страны, региона, структура экономики, уровень инфляции, курс валют, уровень жизни населения и т.д.
Демографические факторы - динамика численности населения, половозрастная структура населения, структура населения по доходам и социальным слоям и пр.
Социально-культурные факторы - традиции общества, изменения в менталитете, сложившиеся стереотипы поведения и т.д.
Научно-технические факторы - степень внедрения научно-технических достижений, уровень компьютеризации экономики, используемые технологии.
Природные факторы - сырьевая и энергетическая ситуация, естественные природно-климатические условия для ведения бизнеса.
Среда прямого воздействия (деловая среда) - представлена факторами, которые оказывают непосредственное воздействие на организацию.
Клиенты (покупатели организации, потребители) - это лица, организации, социальные институты, являющиеся покупателями или потребителями продукта организации.
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие организацию ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Конкуренты - (в широком смысле) - это все те объекты и явления внешней среды, которые делают продукт компании менее ценным для потребителя; - в узком смысле, конкурент - это организация (или человек) - предлагающий потребителю альтернативный вариант удовлетворения его желаний и потребностей.
Финансово - кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры рынка - организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу организации, непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д. (коммерческие банки, инвестиционные фонды).
Контролирующие организации - государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью организации: налоговые, санитарные и др. инспекции, социальные, пенсионные фонды, различные комиссии.
Внешние заинтересованные лица - лица, заинтересованные в процветании организации, исходя из своих личных или корпоративных интересов (акционеры, дочерние компании, члены семей работников организации).
Общественность - партии, объединения, союзы, общества, формирующие общественное мнение, отношение в сознании населения и ее продукции.
Управление, с точки зрения влияния факторов внешней среды, есть процесс приспособления деятельности организации к требованиям окружающей среды или учета таких требований в ее деятельности.
В зависимости от миссии, на реализацию которых направлена деятельность организации, формируется ее внутренняя среда.
Внутренняя среда - это все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие осуществление протекающих в организации процессов, которые находятся внутри организации, и контролируется ею.
Цель анализа внутренней среды - выявление сильных и слабых сторон организации.
К внутренним факторам развития организации относятся:
Цели организации есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Структура организации отражает сложившееся в ней разделение труда, связи и отношения между подразделениями.
Технологии, используемые в организации, включают способы получения конечных продуктов, необходимые для этого сырье, материалы, технические средства
Информационные системы, обеспечивая быструю обработку информации, оказывают большое влияние на эффективность организации
Персонал - это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых в организации, входящих в ее списочный состав и состоящих с организацией в трудовых отношениях, регулируемых наймом и увольнением в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
Организационная культура -- это система ценностей, убеждений, принципов, норм поведения, разделяемых членами организации, которые определяют как отношения внутри организации, так и взаимодействие с внешней средой.
2 вопрос
Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления, а отношения между ними поддерживаются с помощью связей.
В рамках организационной структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно – права и ответственность за их выполнение.
Связь организационной структуры с ключевыми составляющими менеджмента – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, работниками и их полномочиями – показывает её значительное влияние на все стороны управления. Поэтому высшие менеджеры всех организаций уделяют пристальное внимание принципам и методам формирования организационных структур, выбору типа или комбинации типов структур, изучению тенденций их развития и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:
– обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;
– быть адаптивной, оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды;
– иметь минимальное количество уровней управления и
рациональные связи между органами управления;
– быть экономичной, минимизировать затраты
на выполнение управленческих функций.
Прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, а следовательно – быть подчинённой производству и сбыту и меняться вместе с происходящими в них изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объём полномочий работников управления; эти полномочия определяются политикой, сложившимися методами, правилами и должностными инструкциями, и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления.
При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, ценностными ориентациями общества, принятыми в нём традициями и нормами. То есть организационная структура должна соответствовать социально- культурной среде, и при её построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Практически это означает, что слепо скопированные структуры управления, действующие успешно в других организациях, будут неэффективны в новой организации, если условия работы различны. С другой стороны, работники обучаемы, возможен перенос культурных норм, и существуют примеры успешного функционирования заимствованных организационных структур, как, например, в российских компаниях с иностранными владельцами и менеджментом.
Все организационные структуры в соответствии с их сущностными чертами и принципами функционирования можно разделить на две группы – иерархические структуры и органические (современные).
Иерархические структуры, до сих пор сохраняющиеся, особенно на крупных предприятиях, были созданы в соответствии с принципами, сформулированными ещё в началеXX в. Они имеют много разновидностей, но основными являются линейно-функциональная (и линейно-штабная, являющаяся разновидностью линейно-функциональной) и дивизиональная. Эти структуры были эффективны в конкретных исторических условиях развития общества и экономики на протяжении XX в. Начиная с 60– 70-х гг. прошлого века, социальные и экономические изменения привели к тому, что иерархические структуры потеряли свою былую эффективность, однако, до сих пор широко применяются в некоторых отраслях во многих странах, особенно в России из-за отраслевой специфики, инертности менеджмента, неготовности работников и нежелания изменений владельцами.
Любая организационная структура управления решает в организации следующие задачи:
информационную – она предназначена для быстрой и безошибочной передачи информации вверх и вниз по иерархии, а также по горизонтали;
формальную – ОСУ служит для четкого разделения и закрепления полномочий и обязанностей каждого работника и подразделения организации;
функциональную – она обеспечивает взаимодействие работников и подразделений в рамках выполнения ими своих функций и решения возникающих проблем;
контрольную – организационная структура позволяет вышестоящим руководителям четко и всеобъемлюще контролировать работу своих подчиненных;
внешнюю – в рамках каждой оргструктурысоздаются подразделения, или вся оргструктура в целом ориентирована на тесное взаимодействие с внешней средой;
обеспечение мобильности работников – ОСУ помогает руководству, службе управления персоналом и работникам планировать и осуществлять свою вертикальную и горизонтальную карьеру в организации.
В линейно-функциональных структурах, как правило,
отлично реализуется принцип единоначалия.
Структурные подразделения организованы по линейному принципу. Также данная организационная структура обладает широкими возможностями для рационального сочетания децентрализации и
централизации.
Типичные уровни управления в данной структуре:
Очень велика роль личности, ее харизмы, мотивации и, конечно же, профессиональных качеств
внутригрупповые.
Дивизиональная структура - это структура,основанная на выделении автономных подразделений (отделение, дивизион) и им соответствующих управленческих уровней с предоставлением таким подразделениям оперативной и производственной самостоятельности, а также возложением на данный уровень ответственности за извлечением прибыли.
Дивизиональная структура управления является самой совершенной формой организационных структур, построенных по иерархическому типу.
Дивизиональная структура характеризуется полной ответственностью руководителя отделения за
результат деятельности возглавляемого им подразделения. Поэтому, в управлении компанией с дивизиональной структурой ключевое место отводится не руководителям функциональных подразделений, а руководителям, возглавляющим отдельные производственные отделения.
Комментарии
Отправить комментарий