Тема: Система, принципы и методы управления. Стили руководства.

1.    Система, принципы и методы управления

2.    Управленческий цикл,  методы управления.

3.    Стили руководства, их характеристика

1 вопрос 

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

Методы управления – это способы воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей.

Слово «метод» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «исследование».

Группы методов управления

1. Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это объясняется  тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Говоря по-другому, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

В случае использования экономических методов управления коллектив распоряжается материальными фондами самостоятельно, так же как и полученным доходом (прибылью), заработной платой, и самостоятельно реализует свои экономические интересы.

Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность. Экономические методы управления организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Основной смыл всей работы в этом направлении, сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых они могли бы максимально полно учитывать экономические последствия своей управленческой и производственной деятельности.

В управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование и финансирование.

 

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Главное в планировании как в экономическом методе руководства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.

Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли.

Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

 

 Организационно-распорядительные, или организационно-административные, методы управления.

Органинизационно-административное воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

Организационно-распорядительные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, через контроль за их выполнением, а также систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Эти методы помогают обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Регламентируются они правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. 

Социально-психологические методы управления. 

Известно, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Менеджер должен уметь учитывать такие факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников, что поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% — от умения работать с людьми.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.

Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа исследования и объема могут быть подразделены на изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.

Наиболее распространенные в социально-психологических исследованиях методы – опрос, интервью, беседа. Они дают глубокую и развернутую картину субъективного мира опрашиваемых. Для сбора массовой социально-психологической информации распространены методы анкетирования и тестирования.В тексте анкеты не содержатся готовые ответы на задаваемые вопросы, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам получать широкий нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.

Тест содержит, готовые ответы на каждый поставленный вопрос.

Анкетирование и тестирование работников позволяют выявить их индивидуальные особенности, склонности, черты характера, что дает возможность использовать каждого из них на той работе, где он может принести максимальную пользу предприятию и получить удовлетворение от своей работы.

Социально-психологические методы широко применяются при формировании персонала, в управлении формальными и неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций и.т.д. 

 

2 вопрос 

Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль) ­ основа  управленческой деятельности. 

 Цикл  совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. Управление рассматривается как циклический процесс, состоящий из конкретных  видов управленческих работ, называемых функциями. 

Применительно к менеджменту выделяют следующие общие (ключевые) функции  управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Каждая из четырёх функций управления является для организации жизненно важной,  выполнение всех функций пронизано процессами принятия решения и процессами  передачи информации (коммуникациями). Начинать менеджеру свои управленческие функции нужно с планирования. Планирование обеспечивает  основу для других функций и считается главным, так как все остальные функции  ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.  Планирование – выбор целей и план действий по их осуществлению. Планирование – стадия процесса управления, на которой определяются цели  деятельности и необходимые для этого средства и действия. Планирование  прокладывает курс, по которому организация будет идти, чтобы достичь цели.  Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации:Стратегическое планирование – определение главных целей деятельности на рынке,  например, разрабатываются новые возможности фирмы по внедрению новых  нетрадиционных товаров и услуг, радикальное изменение технологии или даже  изменение профиля. Тактическое планирование (средний уровень) – определяются промежуточные цели на  пути достижения стратегических целей и задач. Тактика – краткосрочные планы  организации, разработанные на базе стратегических планов; совокупность средств и  приемов для достижения намеченной цели.

 Оперативное планирование (нижний уровень). Каждый менеджер на основе  оперативных планов разрабатывает повседневную краткосрочную тактику.  

Организация – это функция, создающая условия для эффективной деятельности  людей на основе координации их усилий. Данная функция нацелена на претворение  намеченных планов в жизнь, предполагает формирование структуры организации или  определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также  обеспечение всем необходимым для нормальной работы: персоналом, оборудованием,  заданиями, денежными средствами и др.  Организация – распределение задач между подразделениями или работниками и  установление взаимосвязей между ними. 

Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей для успешного  выполнения работы и продвижения к намеченным целям. Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний,  навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при  наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать.

 Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, 

негативная  мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности. Для этого осуществляются: материальное (зарплата, премии и другое) и моральное  (благодарность, фото на доске почета и другое) стимулирование, создаются условия  для проявления активности и саморазвития (социальная мотивация). Контроль – управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и  сопоставлении фактических результатов с заданными. Эта функция осуществляется  через наблюдения, проверку всех сторон деятельности, учет и анализ. По его данным  корректируются ранее принятые решения.  Существует 3 основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.  

 

3 вопрос СТИЛИ РУКОВОДСТВА

Стиль руководства — это совокупность приемов поведения руководителя по отношению к подчиненным.

Каждый менеджер в силу своей индивидуальности обладает собственным стилем управления. Однако, несмотря на это, можно  выделить несколько типичных стилей руководства.  В жизни, как правило, в чистом виде эти стили не проявляются, более того, менеджер может в различной обстановке использовать те или иные их варианты. 

1) Авторитарный стиль руководства (от лат. auctoritas— власть, влияние) — властный, основанный на стремлении утвердить свое влияние, авторитет, стиль руководства.

При авторитарном стиле менеджер привержен формальному характеру взаимоотношений с подчиненными. Он предоставляет своим сотрудникам лишь минимум информации, поскольку никому не доверяет. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей, которым не хватает подобострастия. В то же время, по его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. Отдельные работники многим обязаны руководителю. Однако такая система руководства не способствует развитию самостоятельности работников, так как подчиненные все вопросы стараются решать у руководства. Люди боятся сообщать ему плохие новости, и в результате он живет в наивной уверенности, что все получилось так, как он предполагал. Сотрудники не спорят и не задают вопросов, даже если видят серьезные ошибки в решении или поведении менеджера. В результате деятельность такого руководителя парализует инициативу подчиненных, мешает их работе. Он создает вокруг себя негативную обстановку, которая, в том числе, угрожает и ему самому. Недовольные подчиненные могут в любой момент сознательно дезинформировать своего руководителя и, в конечном счете, просто подвести. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной отдачей сил и способностей, что, естественно, снижает эффективность производства.

2) Демократический стиль руководства (от греч. demos— народ и kratos— власть). Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Демократический стиль руководства характеризуется в первую очередь коллективной деятельностью, при которой обеспечивается активное и равноправное участие всех сотрудников в обсуждении намечаемых к реализации целей, определении задач и выборе исполнителей для их решения. Руководитель старается быть максимально объективным к подчиненным, подчеркивая свою причастность к мнению коллектива. У руководителя и подчиненного в этом случае возникает чувство доверия и взаимопонимания. Но стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что сам он чего-то не понимает. Менеджер убежден в том, что при обсуждении проблем всегда могут возникнуть новые дополнительные идеи, которые позволят улучшить процесс реализации решения. Такой руководитель не считает для себя зазорным идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где авторитарный руководитель действовал бы приказом и давлением, менеджер-демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, показать выгоды, которые могут получить сотрудники. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, он при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат работы. Благодаря этому создаются условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность. Такая обстановка, создаваемая демократическим стилем руководства, носит воспитательный характер и позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае авторитет должности менеджера подкрепляется личным авторитетом. Управление происходит без грубого нажима, с учетом способностей людей, опыта и уважения их достоинства.

3) Либеральный стиль руководства (от лат. liberalis— свободный). Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности.

Данный стиль руководства отличается полной свободой индивидуальных и коллективных решений сотрудников при одновременно минимальном участии руководителя, который, по существу, самоустраняется от руководящих функций. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Менеджер-либерал обычно предпринимает какие-нибудь решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Руководитель редко комментирует действия подчиненных и не пытается анализировать и регулировать ход событий. Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, нетребователен к сотрудникам и не любит контролировать их работу.

Есть хорошее правило: на работе между менеджером и сотрудниками не может быть дружеских, панибратских отношений.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 3

Лекция 2