Лекция 1

 Тема 1: Сущность и характерные черты современного менеджмента

1 вопрос

Менеджмент – представляет собой науку и практику управленческой деятельности, призванную служить руководством к действию для обеспечения успеха организации (работать на «успех» организации) и задействовать, активизировать творческий, личностный потенциал управленцев, а также умение использовать дискуссии при выработке управленческих решений при условии несения высочайшей ответственности менеджеров за претворение в жизнь принятых решений. Менеджмент призван, не только обучить тому, как следует управлять организацией, но и научить вовлекать в процесс тех, кем по роду службы призван управлять менеджер.

Менеджмент — это многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой и его рассматривают в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу цели. 

Менеджмент – это процесс управления организацией, а также умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Сущность менеджмента – это умение работать с людьми, добиваться их заинтересованности в постоянном повышении экономических показателей деятельности 

организации.

Необходимость менеджмента – заключается в том, что он обеспечивает связь и единство всех подразделений работников разных профессий и должностей в единый технологический процесс.

Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».

Управление — это процесс выполнения функций, а именно планирование, организация, мотивация, контроль. Управление необходимо для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Менеджер – человек, занимающий постоянную управленческую должность и

наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.

Менеджер — это профессиональный управляющий, человек, обладающий специальными знаниями, талантом и определенными навыками в области организации производства и управления. Менеджер не является владельцем, хотя и может владеть частью акций предприятия, работает по найму независимо от уровня управления, имеющий в подчинении людей, работающий по контракту, имеющий постоянную должность в фирме и знания по экономике, психологии, праву, менеджменту, а также обладающий атрибутами присущими только руководителю (речь, интонация, осанка, походка, внешний вид...), это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Труд менеджера заключается в следующем: ставить цели, строить план действий,

организовывать работу, заинтересовывать людей в ее результатах, проверять, все ли идет

так, как следует, предвидеть последствия своих решений.

Главная задача менеджера заключается в эффективной организации работы его

подчиненных. Работая в коллективе, он должен постоянно выполнять функции

информирования, мотивации, воспитания и контроля.

Цели менеджмента:

получение (увеличение) прибыли;

повышение эффективности хозяйствования;

удовлетворение потребностей рынка;

решение социальных вопросов.

К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации.

Следовательно, главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.

Основными задачами менеджмента являются следующие:

— организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

— переход к использованию труда работников, обладающих высокой квалификацией;

— стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

— определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

— разработка стратегии развития организации и реализация;

— определение целей развития организации;

— выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

— осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

Виды менеджмента

Управление охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

1) организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

2) стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

3) производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

4) менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

5) финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

6) маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

7) логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;

8) инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.

Принципы менеджмента

Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):

1) разделение труда, направленное на повышение его производительности;

2) полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться

пропорционально ответственности за выполнение работы);

3) дисциплина;

4) единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

5) единство действий, осуществляемых по единому плану;

6) подчинение личных интересов общим;

7) вознаграждение персонала;

8) централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между

централизацией и децентрализацией;

9) скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;

10) порядок во всем;

11) справедливость, представляющая собой сочетание доброты и

правосудия;

12) стабильность персонала;

13) инициатива в построении и выполнении планов;

14) корпоративный дух (единение персонала).

Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный

аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.

2 вопрос

Существует 4 вида концепций менеджмента.

1. Концепция научного управления.

2. Концепция административного управления.

3. Концепция управления с позиций психологии человеческих отношений.

4. Концепция управления с позиции науки о человеческом поведении.

1. Концепция научного управления.Основоположник – Тейлор. Получила развитие в 20-х гг в США. Его глобальный научный труд – книга «Принципы научного управления» -считается началом признания менеджмента наукой. Тейлор считает менеджмент наукой основанной на точных принципах, законах и правилах. Он отделяет само планирование от работы. И у него же работа по управлению является специальностью.

2. Концепция административного управления. В основе лежит принцип иерархии. Фирма имеет определенную иерархию и рассматривается как замкнутая система без учета внешней среды. Эта концепция дала возможность понять, что организацией можно управлять систематезированно. Планы, отчеты, еженедельные, годовые – характерны. Основоположник – Файёль 1923 г. Он расценивает управление как универсальный процесс, включающий в себя планирование, организацию и контроль.


3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений. Основоположник – Маслоу. В центре появляется человек. Маслоу расценивает управление как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворения работников результатами своего труда.

4. Концепция управления с позиции науки о человеческом поведении. Это современная теория, которая развилась в 60-е гг прошлого века. Включает в себя все существующие науки о человеке. Ее кредо – повышение эффективности работы организации в результате повышения эффективности человеческих ресурсов. Ее основная цель – стремление оказать содействие работнику, помощь в развитии своих возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организацией.

3 вопрос 

Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества: 

• политической - необходимость установления и поддержания порядка в группах;
• экономической - необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов;
• оборонительной - защита от врагов и диких зверей.

В истории менеджмента можно выделить 4 этапа развития:

I период развития менеджмента - древний период.Наиболее длительным был первый период развития управления - начиная с 9-7 тысяч лет до н.э. примерно до XVIII века. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.

Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый для того времени государственный управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы и пр.).

Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления, однако данный обзор позволяет в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки - менеджмента. Таким образом, проанализируя события развивающиеся в древнем периоде можно охарактеризовать как зарождение менеджмента как науки. Мы рассмотрели начальный этап развития менеджмента в период его зарождения.

II период развития менеджмента - индустриальный период (1776-1890). Наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит А.Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к тому времени научных направлений и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.

Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Это был второй этап развития менеджмента.

III период развития менеджмента - период систематизации (1856-1960).

Характерные черты периода: формирование новых направлений, школ, течений, совершенствование научного аппарата. Зарождение менеджмента как научного направления. 

    1. Возникновение фабрик: необходимость обеспечения работой больших групп людей; невозможность владельцев наблюдать за деятельностью всех работников; обучение лучших работников (первые менеджеры) для представления интересов владельца на рабочих местах.

    2. Трансформация собственности: вместо руководителя-капиталиста (собственника) появляется несколько наемных менеджеров – профессионалов. 

    3. Менеджмент как наука: управление требует специальных знаний; использование научных методов, принципов, инструментов и техники управления.

    4. Отделение управления от капитала: каждый менеджер работает в рамках функциональной структуры (следит за выполнением соответствующих функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля).

    5. Зарождение современного менеджмента: понимание того, что управленческие функции не менее важны, чем производственные.

Наука менеджмент, как наука об управлении находится в постоянном движении. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Некоторые из них решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали и в прошлые периоды. Другие исследователи искали более систематизированные подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке.

IV период – информационный период (1960 г. – по настоящее время).

     Новые концепции управления: опираются на использование математического аппарата; интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера.

    Появление новых структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.); новые элементов внутрифирменного планирования (имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение многоцелевых управленческих решений).

1. Школа научного управления (1885-1920), основатель Ф.Тейлор. Исследовалось управление производством. Были разработаны методы научной организации труда, для повышения эффективности организации на неуправленческом уровне. Четко разработаны и стандартизированы рабочие операции, инструменты. Были введены нормирование, стимулирование труда, научный подход к расстановке кадров.

2. Административная (классическая) школа (1920-1950), основатель А.Файоль. - создание универсальных принципов управления, выполнение которых приводит к успеху: разработка рациональной системы управления организацией, построение структуры организации и управление работниками. Основатель выделил основные функции управления, и разработал 14 принципов:

• - разделение труда,
• - полномочия и ответственность, 
• - дисциплина,
• - единоначалие,
• - единство направлений,
• - подчиненность личных интересов общим, 
• - вознаграждение персонала,
• - централизация,
• скалярная цепь (иерархия),
• - порядок,
• - справедливость,
• - стабильность рабочего места для персонала,
• - инициатива,
• - корпоративный дух.

3. Школы: человеческих отношений (1930-1950) и Поведенческих наук (1950-1995). Идея школ в том, что при большей заботе и внимании к работникам, уровень удовлетворенности должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности труда. Элтон .Мэйообнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата, не всегда вели к повышению производительности. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

4. Современные тенденции в управлении связаны со Школой науки управления (1950-по настоящее время), формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами, количественными значениями. 

 

4 вопрос 

Принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

Ввел данный термин в употребление Фредерик Уинслоу Тейлор — инженер и основоположник менеджмента. В 1911 году была опубликована его работа «Принципы научного менеджмента», в которой Тейлор сформулировал принципы управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к исполнению каждого из элементов работы и к рабочим и их подбору, обучению, тренировке, а также кооперация с рабочими и разделение ответственности между ними и менеджерами.

Спустя 5 лет после него, в 1916 году свои принципы сформулировал Анри Файоль, и они остаются актуальными и по сей день.

Принципы менеджмента объединяют в себе:

1. Лояльность по отношению к работающим.
2. Ответственность, которая является одним из основных условий успешного управления.
3. Коммуникации.
4. Атмосферу, которая может способствовать развитию умений сотрудников в организации.
5. Долевое участие сотрудников в результатах.
6. Способность вовремя реагировать на изменения в обществе и среде вокруг.
7. Обеспечение сотрудников удовлетворенностью работой.
8. Этику, доверие и честность.
9. Качество личной работы и ее совершенствование.

Общие принципы и их описание

Принципов управления существует достаточно много. Многие из них различаются между собой областью применения. В зависимости от области применения принципы управления можно разделить на общие и частные.

Общие принципы — это основные принципы, т.е. принципы универсального характера, которые влияют на все без исключения отрасли управления.

Частные принципы, в свою очередь, имеют локальный характер. Их функция — регулирование лишь некоторых отдельных сторон управления и управленческих процессов. Соответственно, способы применения частных принципов в управлении также отличаются в разных ситуациях.

К общим принципам менеджмента относятся:

• дисциплина;
• ответственность;
• иерархичность;
• компетентность;
• стимулирование;
• целенаправленность;
• централизация и децентрализация.

Характеристика принципов

Рассмотрим общие принципы.

1. Содержание принципа дисциплины заключается в безоговорочном исполнении указаний руководства,  инструкций, директив, приказов и т.д. Данный принцип является неотъемлемым элементом любой системы управления. Однако важен баланс, потому что дисциплина должна не ограничивать инициативу работников и необходимо ее взаимодействие с творческим отношением к работе.
2. Сущность принципа ответственности состоит в том, что все работники предприятия несут ответственность сообразно полномочиям. В случае невыполнения задач сотрудников наказывают, в случае успехов — поощряют. Принцип ответственности чрезвычайно важен, так как его несоблюдение в практике менеджмента ведет к некомпетентному управлению, злоупотреблению властью со стороны руководства, а порой и к краху предприятий.
3. Принцип иерархичности заключается в многоступенчатой системе управления. В этой системе низшие уровни подчиняются высшим уровням.
4. Принцип компетентности — это принцип, основывающийся на знаниях руководителя объекта управления, его умениях и его способности консультироваться с компетентными специалистами для принятия решения.
5. Принцип стимулирования базируется на обеспечении мотивации рабочего персонала на трудовую деятельность при помощи стимулов. Стимулы могут быть как моральными, так и материальными. Если моральные стимулы основываются на человеческой психологии и поощрении духовных потребностей сотрудников (в самореализации, творчестве, успехе, признании и т.д.), то материальные стимулы предполагают личную экономическую заинтересованность в результате работы.
6. Принцип целенаправленности — это один из базовых принципов менеджмента. Каждая организация и ее подразделения имеют четкие цели деятельности. Цель должна быть конкретной, реальной и достижимой. Помимо постановки целей важно также соотносить их с ресурсами и уже при планировании понимать, что может встать на пути выполнения целей.
7. Наконец, принцип централизации и децентрализациипредполагает такое сочетание централизации и децентрализации в управлении, которое будет рациональным и позволит эффективно использовать коллегиальность.

Значение принципов менеджмента

Основные принципы менеджмента отражают главные нормы и идеи, которыми следует руководствоваться при управлении.

Они закладывают основы всей системы управления: регулируют методы достижения целей, влияют на производительность предприятий и т.д.

Таким образом, значение принципов менеджмента нельзя недооценивать. Они напрямую влияют на функционирование организаций, и успех и эффективность организации зависят от следования данным принципам.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лекция 3

Лекция 2